17 октября 2014

Если при наличии заявок у ж/д перевозчика нет свободных вагонов, он должен их найти?

В адрес общества (ж/д перевозчика) было вынесено антимонопольное предписание.
Как указал контролирующий орган, общество необоснованно уклонялось от заключения договоров оказания услуг по ж/д перевозке грузов. Оно создало ситуацию искусственного дефицита вагонов при фактическом избытке вагонного парка.
Так, общество не привлекло свои дочерние компании, у которых имелись вагоны, хотя такая возможность была.
СК по экономическим спорам ВС РФ сочла, что предписание законно, и пояснила следующее.
Общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг грузовых ж/д перевозок и услуг по использованию инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования.
Закон о ж/д транспорте предусматривает обязанность перевозчика владеть подвижным составом для перевозок, причем не только находящимся в собственности, но и принадлежащем на ином праве. По ГК РФ сделка по перевозке транспортом общего пользования является публичным договором. При этом ГК РФ введен общий запрет на отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить для него работы.
В силу УЖТ РФ для ж/д перевозки грузов грузоотправитель представляет перевозчику заявку.
Перевозчик обязан рассмотреть такую заявку. Он вправе отказать в ее согласовании в исчерпывающем перечне случаев. Среди них - обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей перевозки.
При этом перечень (также исчерпывающий) критериев данных возможностей, отсутствие которых является основанием для отказа в согласовании заявки, утверждается специально. Отсутствие у перевозчика вагонов данный список (в спорный период) не предусматривал. Исходя из ГК РФ, договор перевозки груза предусматривает не только обязанность перевозчика доставить груз в пункт назначения в срок.
Перевозчик также должен выполнить обязанности, необходимые для достижения этой цели, в т. ч. подать отправителю груза вагоны под погрузку.
Между тем в данном случае общество не совершило таких необходимых действий.
Соответственно, имелись основания для предписания.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2014-10-01 № 305-КГ14-1681 Жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку неправомерное бездействие субъекта естественной монополии, выраженное в уклонении от должного решения вопроса о заключении соглашений с собственниками подвижного состава, направленных на обеспечение перевозчика грузовыми вагонами, привело к фактической невозможности получения гарантированной законодательством комплексной транспортной услуги по перевозке грузов

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите полный доступ к Системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня по ссылке