07 ноября 2011

Уточнение платежного поручения клиента - право банка или его обязанность?

Компания обратилась в суд, потребовав взыскать убытки с 2 банков.
Согласно ее доводам ответчики неправомерно приняли расчетные документы, направленные по системе "Клиент-Банк" от имени истца и подписанные его ЭЦП. В итоге со счета были списаны деньги, которые являются для него убытками.
Суд округа счел требование необоснованным и указал следующее.
Истец ссылался на то, что ответчики были обязаны руководствоваться требованиями Положения ЦБР о правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами ЦБР при расчетах через расчетную сеть.
Между тем названное Положение неприменимо в рассматриваемой ситуации.
Исходя из него, обмен подписанными аналогами собственноручной подписи (в т. ч. ЭЦП) документами между кредитными организациями, их филиалами и клиентами регламентируется иными нормативными актами Банка России.
Также несостоятелен довод о том, что ответчики были обязаны уточнить поступившие платежные поручения.
По смыслу ГК РФ при несоответствии платежного поручения установленным требованиям банк может, а не должен, как указывает истец, уточнить его содержание.
В данном деле оснований для уточнения платежных поручений не было. Исходя из законодательства, при приеме расчетных документов от клиента банк проверяет их на соответствие установленной форме бланка, заполнение реквизитов, правильность их указания (наименование, ИНН, КПП, номер банковского счета).
Также проверяется соответствие печати и подписи распорядителя счета тем образцам, которые заявлены банку.
В рассматриваемом случае ответчики провели подобную проверку. Соответственно, нет оснований, чтобы взыскать с них убытки.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2011-08-03 № Ф05-7128/11 по делу N А40-84579/2010

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите полный доступ к Системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня по ссылке