Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня

Заказать звонок

Самые свежие новости в Системе ГАРАНТ

11 ноября 2011

Почему для того, чтобы признали безработным, нужно подтвердить место жительства?

Определение Конституционного Суда РФ  от 29.09.2011 № 1167-О-О
“Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фазыловой Разиды Николаевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

Оспаривались нормы, согласно которым решение о признании гражданина безработным принимается по месту его жительства.
По мнению заявителя, эти положения неконституционны. В его деле их применение позволило отказать ему в признании безработным из-за того, что он представил свидетельство о регистрации по месту пребывания (оно не было признано документом, подтверждающим место жительства).
КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Правовые основания обеспечения соцзащиты от безработицы, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в т. ч. исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.
Законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию этой сферы, закрепил определенные гарантии.
В частности, органы службы занятости предоставляют бесплатные консультации, информацию и услуги в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профобучения; организуют оплачиваемые общественные работы.
Перечисленные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они безработными или нет, а также от места их жительства.
Что касается права получать пособие по безработице, то законом определено, что оно назначается и выплачивается только гражданину, признанному безработным по месту его жительства.
Само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства направлено на то, чтобы обеспечить организационные и иные условия соцзащиты таких лиц в различных формах, включая поиск подходящей работы, в т. ч. с учетом места жительства.
Такое регулирование направлено на то, чтобы предотвратить возможные злоупотребления правом, и, соответственно, на защиту интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет вносимых ими налогов.
С учетом этого оспариваемые нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционное право на защиту от безработицы.

Подписка на новости