22 июня 2012

Включение территории муниципалитета в границы нацпарка: мнение местного населения выяснят, но не на референдуме

Практика высших судебных органов

Оспаривалась норма, в т. ч. устанавливающая, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
По мнению заявителя, это положение неконституционно. Оно исключает возможность провести местный референдум по включению территорий муниципального района в границы создаваемого национального парка (поскольку это не относится к вопросам местного значения).
Отклоняя эти доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Определение полномочий местного самоуправления в области особо охраняемых природных территорий - прерогатива законодателя.
Поэтому сам по себе факт того, что в перечне вопросов местного значения нет тех, которые связаны с образованием особо охраняемых природных территорий федерального значения, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав в сфере местного самоуправления.
Конституция РФ закрепляет право на участие в референдуме. Однако из этого не следует, что такое право может быть реализовано без учета разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти.
Кроме того, законодательство предусматривает необходимость выявлять мнение населения муниципального образования в случае, если его территории планируется включить в состав создаваемых особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Так, в соответствии с Законом об экологической экспертизе материалы, которые обосновывают придание правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, представляются на экологическую экспертизу.
При этом названные документы представляются вместе с материалами их обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
С учетом этого нет оснований полагать, что нарушаются конституционные права граждан.

Определение Конституционного Суда РФ от 2012-03-22 № 601-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Совета Сортавальского муниципального района на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 14 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите полный доступ к Системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня по ссылке