08 августа 2012

О запрете выезжать на трамвайные пути встречного направления

Практика высших судебных органов

Оспаривались нормы ПДД, запрещающие выезжать на трамвайные пути встречного направления. По мнению заявителя, эти положения незаконны в части запрета выезда на подобные трамвайные пути, расположенные на дорогах с односторонним движением, а также у внешнего края проезжей части на дорогах с двусторонним движением.
Согласно его доводам в некоторых случаях невозможно, не нарушив этот запрет, съехать на прилегающую к дороге территорию и подъехать к строениям, зданиям, расположенным вдоль проезжей части и внутри квартала.
Речь идет о ситуациях, когда трамвайные пути расположены у правого края проезжей части на дорогах с двусторонним движением (а также у любого края проезжей части на дорогах с односторонним движением).
Отклоняя эти доводы, представитель Правительства РФ пояснил, что по смыслу ПДД пересечение трамвайных путей в указанных случаях не является как таковым выездом на трамвайные пути встречного направления. Под "выездом" нужно понимать движение по этим путям с целью обгона транспорта или объезда препятствия.
ВС РФ счел нормы законными и разъяснил следующее.
КоАП РФ предусматривает ответственность за выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (санкция: лишение водительских прав на срок от 4 до 6 мес., а при автофиксации - штраф до 5 тыс. руб.).
Вопреки мнению заявителя, оспариваемые положения не устанавливают для правоприменителей каких-либо необоснованно широких пределов усмотрения или возможность необоснованно применять исключения из общих правил.
Эти нормы не содержат неопределенных, трудновыполнимых и (или) обременительных требований к гражданам и организациям.
Запрет выезжать на трамвайные пути встречного направления имеет своей целью предотвратить встречное столкновение транспорта, снизить тяжесть последствий ДТП.
Соответственно, требования данных норм не могут расцениваться в качестве необоснованного запрета или ограничения.

Решение Верховного Суда РФ  от 2012-05-31 № АКПИ12-676 Об отказе в признании частично не действующим пункта 9.6 Правил дорожного движения РФ, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите полный доступ к Системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня по ссылке