Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня

Заявка на получение персонального кода доступа
к интернет-версии системы ГАРАНТ

Заказать

Интернет-версия – самый современный способ
работы с информацией!

ГАРАНТ Интернет-версия
Войти Попробовать бесплатно

Актуальные изменения в законодательстве 2017

Подписка на новости


Актуальные изменения
в законодательстве 2017



НДФЛ

Физические лица в 2017 году будут уплачивать НДФЛ по уведомлениям

С апреля 2017 года по всем налогам с физических лиц будет высылаться единое уведомление.

Приказом Федеральной налоговой службы от 7 сентября 2016 г. N ММВ-7-11/477@ утверждена новая форма налогового уведомления по имущественным налогам физлиц и НДФЛ, не удержанному налоговым агентом. Таким образом, физлица будут получать единый документ не только об уплате транспортного, земельного и имущественного налогов, но и налога на доходы физических лиц.

Напомним, что с 2016 года налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 НК РФ, уплачивают НДФЛ не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим годом, на основании направленного налоговым органом уведомления. Впервые уплачивать НДФЛ по новым правилам физлица будут в 2017 году (за 2016 год).

Налоговые уведомления будут направляться налогоплательщикам не позднее 30 дней до наступления срока платежа одновременно с документами на уплату (платежкой).

Приказ вступит в силу с 1 апреля 2017 года.

Налог на прибыль организаций

Уточнен порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.

Законом N 242-ФЗ в ст. 280 НК РФ вводится п. 30, в силу которого по облигациям российских организаций, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, подлежащих налогообложению по налоговой ставке, предусмотренной п.п. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ (15%), при обращении которых в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, при исчислении общей налоговой базы не будет учитываться начисленный купонный доход, по которому применяется указанная налоговая ставка.

Организации - участники региональных инвестиционных проектов смогут применять пониженную ставку по налогу на прибыль, на что указывает обновленная ст. 284 НК РФ. Однако для этого им придется выполнить ряд условий, поименованных в ст. 284.3, 284.3.1, 288.2 и 288.3 НК РФ.

Обращаем внимание! С 1 января 2017 г. в главе 25 НК РФ будет уточнен порядок применения международных договоров об избежании двойного налогообложения, на что указывает ст. 312 НК РФ, обновленная законом N 32-ФЗ.

Льготы для работодателей

В силу новой редакции ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки квалификации с 01.01.2017 организации смогут исключать из базы для обложения налогом на прибыль. Для учета этих расходов необходимо, чтобы:
– прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников осуществлялось на основании договора оказания услуг по проведению НОК на соответствие требованиям к квалификации согласно законодательству РФ;
– оценка квалификации осуществлялась в отношении работника, заключившего трудовой договор.

Работодатель обязан хранить документы (абз. 5 ст. 264 НК РФ), подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению оценки и одного года работы физического лица, прохождение оценки которого было оплачено в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.

Если организация применяет такой режим налогообложения, как ЕСХН, то с 01.01.2017 при определении объекта налогообложения можно уменьшить полученные доходы на расходы по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации.

То же самое могут сделать и организации, применяющие УСНО.

НДС

Коды видов продукции, подлежащих обложению НДС по ставке 10 процентов, будут определяться в соответствии с новым классификатором

С 01 января 2017г. для указанной цели Правительство РФ наряду с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности будет использовать вместо Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (абзац пятьдесят шестой п. 2 ст. 164 НК РФ в редакции Закона N 248-ФЗ).

Особенности уплаты НДС иностранными поставщиками электронных услуг

Приведен перечень электронных услуг, при оказании которых российским пользователям иностранные поставщики должны уплачивать НДС с 1 января 2017 года. Информация об особенностях исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме размещена на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/news/tax_doc_news/6255451/).

Иностранные организации, которые оказывают такие услуги, будут взаимодействовать с налоговыми органами в электронной форме. Зарегистрироваться в ИФНС они смогут с помощью специального сервиса на сайте ФНС России, а личный кабинет позволит представлять налоговые декларации по НДС, обмениваться с инспекцией документами, письмами и т.д.

Сумму НДС к уплате иностранные поставщики виртуальных услуг будут исчислять по расчетной ставке 15,25%, и принять к вычету "входящий" налог не смогут. При этом им не придется выставлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания электронных услуг.

Упрощенная система налогообложения

Единый код КБК для упрощенной системы налогообложения

Письмо Минфина России от 19 августа 2016 г. N 06-04-11/01/49770

Минфин разъяснил применение кодов доходов бюджетной классификации (КБК) по налогу, взимаемому с налогоплательщиков на УСНО, выбравших в качестве объекта налогообложения объект "доходы, минус расходы", и минимальному налогу, взимаемому при УСНО.

С 1 января 2017 года для учета таких налогов применяется единый КБК 000 1 05 01021 01 0000 110.

УСНО - 2017: новые критерии

С 2017 года вступают в силу изменения, внесенные в гл. 26.2 НК РФ:
– предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн. руб. Соответственно, размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается с 45 млн. руб. до 90 млн. руб., на что указывает обновленная Законом N 243-ФЗ редакция п. 2 ст. 346.12 НК РФ.
– действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 1 января 2020 года. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1;
– остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО увеличена в полтора раза - до 150 млн. руб.;
– уточнены положения п. 4 ст. 346.20 "Налоговые ставки" НК РФ в части применения ставки 0% для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению.

Налоговые каникулы при УСНО

Изменены правила так называемых "налоговых каникул" для ИП на "упрощенке".

Поправками уточнено, что данную ставку правомерно применять вне зависимости от объекта обложения, выбранного ИП, - "доходы" или "доходы минус расходы" (п. 6 ст. 2 Закона N 243-ФЗ). Минфин России и сейчас указывает, что нет ограничений на применение нулевой ставки в зависимости от объекта обложения (см. письмо от 05.05.2016 N 03-11-11/26185).

В период применения нулевой ставки ИП освобождаются от уплаты минимальный налога.

Единый налог на вмененный доход
(в Москве не применяется с 1 января 2012 г. )

Срок действия системы налогообложения в виде ЕНВД продлен на три года - до 01.01.2021.

Изменения в статью 346.32 НК РФ внесены Федеральным законом от 02.06.2016 N 178-ФЗ (действует с 01.01.2017) в ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-Ф3. Согласно поправкам организации и предприниматели могут применять систему ЕНВД до 01.01.2021.

Ранее возможность применения этого специального налогового режима предусматривалось до 01.01.2018.

ИП-работодатель сможет уменьшить сумму ЕНВД на страховые взносы "за себя"

Предприниматели, применяющие ЕНВД и использующие наемный труд, с 01 января 2017 года смогут уменьшать налог на фиксированные страховые взносы, уплаченные "за себя". Сумму налога можно будет уменьшать не более чем на 50%, как и в настоящее время (Закон N 178-ФЗ). Статья 346.32 НК в новой редакции приведена в соответствие с аналогичной статьей 346.21 НК РФ об уменьшении налога при УСН (объект "доходы"). Таким образом, с 2017 года предприниматели на УСН с объектом "доходы" и уплачивающие ЕНВД будут в равных условиях.

Страховые взносы

Функция администрирования передается в налоговые органы

С 01 января 2017 г. вступит в силу глава 34 НК РФ "Страховые взносы", в которую перейдут ключевые положения Закона N 212-ФЗ.

Функция администрирования страховых взносов, передается в налоговые органы. C 01 января 2017 г. контроль за исчислением и уплатой страховых взносов, проведение камеральных и выездных налоговых проверок будут осуществлять налоговые органы. Такие изменения внесены в общую часть Налогового кодекса (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 82 НК РФ).

Работа с неплательщиками, взыскание страховых взносов, осуществление зачетов и возвратов переплаты по ним, а также иные вопросы, связанные с администрированием страховых взносов и прямо не определенные главой 34 НК РФ, будут регулироваться положениями части первой НК РФ.

Отчетность в налоговые органы

С 01 января 2017 г. вместо РСВ-1 и 4-ФСС надо будет сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Это будет ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС России. Форма утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 10 октября 2016 г. N ММВ-7-11/551@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме".

Сведения, полученные из отчетности плательщиков, налоговики должны будут затем передать в Пенсионный фонд, который должен «разложить» информацию по лицевым счетам конкретных людей. Налоговый кодекс установил следующую особенность при приеме отчетности: если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление.

В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным (ч. 2, 3 п. 7 ст. 431 НК РФ).

Отчетность в ПФР

Сохраняется обязанность по представлению в территориальные органы Пенсионного фонда сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СВЗ-М. Сдавать форму с 01 января 2017 года необходимо будет не позднее 15-го (сейчас до 10-го) числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в новой редакции).

Данные, которые работодатели сейчас подают раз в квартал в составе РСВ-1 - отчет о стаже работников, нужно будет направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года) (подп. 10 п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в новой редакции). Форма этого расчета будет утверждена позже. При этом информация о величине облагаемого дохода и размере взносов в ПФР, будет представляться плательщиком в налоговый орган.

Штрафы по страховым взносам

С 01 января 2017 года штрафовать за нарушение срока сдачи расчета налоговые органы будут в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса РФ.

За непредставление других документов по взносам штраф составит 200 рублей за каждый документ, которого не хватает (ст. 126 НК РФ).

Налоговые органы 01 января 2017 г. смогут заблокировать счет в банке за опоздание с расчетом, это позволяет новая редакция ст. 76 НК РФ.

Неуплата страховых взносов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если они повлекли занижение базы для исчисления взносов, грозят штрафом 20% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ).

Ответственность за нарушение установленного законом срока представления СЗВ-М останется прежней: за каждого работника будет взыскиваться штраф в размере 500 руб. Такой же базовый размер штрафа установлен и за представление недостоверных сведений.

Введен новый штраф за нарушение порядка представления сведений в сфере персонифицированного учета. За несоблюдение страхователем в предусмотренных случаях порядка представления сведений персонифицированного учета в форме электронного документа предусмотрен штраф в размере 1000 руб. (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).

Кроме того, в Законе N 27-ФЗ введен трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения в сфере персонифицированного учета (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).

Обратите внимание на то, что помимо указанного штрафа организация может быть привлечена и к административной ответственности.

Проверки

С 01 января 2017 года проверять правильность расчета и уплаты страховых взносов налоговики будут по правилам налоговых проверок.

Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляют соответствующие органы ПФР, ФСС России в порядке, действовавшем до названной даты (ст. 20, 24 Закона N 250-ФЗ).

Разъяснения о порядке исчисления и уплаты

Письменные разъяснения плательщикам страховых взносов по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе по взиманию страховых взносов, обязан давать Минфин России (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Налоговые органы также обязаны информировать плательщиков об их правах и обязанностях, о других вопросах применения законодательства РФ о налогах и сборах (подп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).

Переходные положения

Закон N 243-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 г., и именно с этой даты к налоговикам переходит контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов. Следовательно, все уточненные расчеты по взносам за 2016 г. и более ранние периоды компаниям надо будет представить, как и прежде, в ПФР и ФСС России по действующим формам РСВ-1 и 4-ФСС. А вот уточненки за период начиная с 2017 г. надо будет представлять в налоговую инспекцию.

Тот же принцип будет действовать и по отношению к переплате взносов. Переплату по состоянию на 1 января 2017 г. будут возвращать еще фонды, а недоимку по состоянию на ту дату будут взыскивать уже налоговики. Фонды передадут им сведения о задолженности. Недоимку, в том числе пени и штрафы, по состоянию на 1 января 2017 г., удержать которые невозможно, налоговые органы признают безнадежной и спишут в порядке ст. 59 НК РФ.

Гражданское законодательство

Авторское право

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключил из перечня объектов, на которые не распространяются авторские права географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к топографии.

Выдача и отмена доверенностей

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 332-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" скорректировал положения о прекращении доверенности. Согласно поправкам отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана, либо в нотариальной.

Уточнено, что сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности вносятся в реестр нотариальных действий, который ведется в электронном виде. Данные предоставляются Федеральной нотариальной палатой неограниченному кругу лиц через Интернет.

Сведения о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности могут быть опубликованы в официальном издании, в котором размещается информация о банкротстве.

Недвижимость

Федеральным закон от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что с 1 января 2017 года к недвижимым вещам прямо будут отнесены жилые и нежилые помещения, а также машино-места, под которыми понимаются предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (п. 1 ст. 130 ГК РФ в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ). Для отнесения указанных объектов к недвижимости необходимо, чтобы их границы были описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Указанным законом также уточнен порядок продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. Так, в Законе о государственной регистрации недвижимости, появится положение о том, что в случае, если число участников долевой собственности на недвижимое имущество превышает двадцать, вместо извещения в письменной форме остальных участников долевой собственности продавцом доли в праве общей собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу, может быть размещено извещение об этом на официальном сайте. Данное правило не будет распространяться на извещения о продаже доли в праве общей собственности на жилые помещения.

Административное законодательство

Ответственность по страховым взносам

Федеральным законом N 250-ФЗ положения КоАП РФ дополнены нормами, устанавливающими административную ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах. Указанные изменения обусловлены тем, что с 01.01.2017 утрачивает силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ). Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ФСС и ФОМС будут регламентированы положениями Налогового кодекса.

Согласно внесенным изменениям, положения ст. 15.5 КоАП РФ будут распространяться не только на случаи нарушения сроков представления налоговой декларации, но и на случаи нарушения сроков представления расчетов по страховым взносам.

Статья 15.33 КоАП РФ будет применяться в случае нарушений, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы ФСС. При этом размер санкций за нарушения не изменился. Ранее указанная статья распространялась на все внебюджетные фонды.

Кроме того, вводится ответственность за нарушение установленных законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФР. Согласно ст. 15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством РФ срок либо отказ от представления в органы ПФР оформленных в предусмотренном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Применение ККТ

Часть 4 ст. 14.5 КоАП РФ (пп. "б" п. 5 ст. 3 Закона N 290-ФЗ). Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо для которой нарушен порядок регистрации, порядок, сроки и условия перерегистрации, порядок и условия применения.

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 3 000 руб.

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Закупки для государственных нужд

Унитарные предприятия обязаны перейти на закупки по Закону N 44-ФЗ с 1 января 2017 года вне зависимости от видов осуществляемой деятельности

Проводить закупки по Закону N 44-ФЗ будут все унитарные предприятия. При этом не имеет значения:
– область деятельности предприятия. Так, не являются исключениями сфера естественных монополий, розничная продажа лекарств;
– получает ли оно бюджетные субсидии;
– проводятся ли закупки за счет средств от приносящей доход деятельности;
– находится ли предприятие на стадии банкротства.

В соответствии с ч.ч. 40, 41 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ) в 2016 году унитарные предприятия обязаны осуществить ряд действий для перехода с 1 января 2017 года на закупки в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.

Мероприятия, необходимые для подготовки к закупкам в новом порядке до 31 декабря 2016:
– предприятия обязаны создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона N 44-ФЗ;
– предприятия обязаны осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ;
– предприятия обязаны зарегистрироваться в ЕИС. Регистрация в ЕИС осуществляется Федеральным казначейством;
– предприятия вправе принять положение о закупке в отношении закупок, предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ) и осуществляемых в 2017 году. Такое положение о закупке должно быть размещено в ЕИС до 31 декабря 2016 года.

Планирование закупок

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 44-ФЗ планы-графики являются основанием для осуществления закупок. С 1 января 2017 г. будет невозможно осуществлять закупки, которые не включены в планы-графики (п. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Обязательное общественное обсуждение закупок

С 1 января 2017 г. Правительством РФ могут устанавливаться случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок (ст. 20 Закона 44-ФЗ). Такое обсуждение будет начинаться с даты размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчиваться не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком.

Наименование объекта закупки

У заказчика появится обязанность указывать наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 23 Закона 44-ФЗ).

Нормирование закупок

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). К числу указанных требований относятся требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам (в частности, предельной цене) товаров (работ, услуг) (п. 1 и 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Данная норма вступила в силу в 2016 году, но составление планов закупок с применением нормативных затрат возможно только для планов 2017 года, поскольку они формируются в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ.

Трудовое законодательство

Профессиональные стандарты в сфере труда

С 1 июля 2016 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс (ст. 195.1-195.3 ТК РФ), регламентирующие порядок применения профессиональных стандартов (Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ). Минтруд России (информация Минтруда России от 05.04.2016) разъяснил вопросы их применения работодателями.

С момента вступления поправок в силу, профстандарты обязательны к применению работодателями, если это установлено Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативными актами (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ):
– постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;
– приказами федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.).

Обязательность применения профстандартов не зависет от формы собственности организации (частная, государственная или муниципальная) или статуса работодателя.

Если обязательность применения стандартов не закреплена законодательно, то работодатели самостоятельно решают, что им использовать - квалификационный справочник или профстандарт. Прописанные в профстандартах характеристики квалификации можно использовать как основу для определения требований к квалификации работников. При этом надо учитывать особенности трудового процесса, обусловленные применяемыми технологиями, организацией производства и труда.

Если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или федеральным законом с выполнением работ по каким-либо должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, то:
– наименование этих должностей, профессий, специальностей;
– квалификационные требования к ним;
– требования к образованию и стажу работников
должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

При определении содержания трудового договора профстандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, за исключением случаев, когда он обязателен к применению.

Новый срок выплаты заработной платы

С 3 октября 2016 Федеральным законом N 272-ФЗ часть 6 статьи 136 ТК РФ изложена в новой редакции. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Ужесточение ответственности за задержку заработной платы

С 3 октября 2016 вступили в силу поправки в КоАП РФ и ТК РФ.

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, а равно установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, выделены в отдельный состав административного правонарушения. За такое деяние установлено наказание в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц в размере 10-20 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - 1-5 тыс. руб., на юридических лиц - 30-50 тыс. руб. В случае повторного нарушения суммы штрафов увеличиваются до 20-30 тыс. руб., 10-30 тыс. руб. и 50-100 тыс. руб. соответственно. Кроме того, для должностных лиц такие повторные действия могут повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

Ужесточена и материальная ответственность работодателей за невыплату заработной платы. Новая редакция ст. 236 ТК РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Независимая оценка квалификации (НОК)

С 1 января 2017 вступает в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238 ФЗ "О независимой оценке квалификации".

В связи с этим Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-Ф3 закрепляет в ТК РФ гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на прохождение НОК.

При направлении сотрудника на прохождение НОК на соответствие положениям профстандарта или квалификационным требованиям с отрывом от работы за сотрудником сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата по основному месту работы. При этом сотрудникам, направляемым с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

Направление на оценку возможно с письменного согласия сотрудника при соблюдении порядка и условий, которые определяются, например, коллективным или трудовым договором.

Микропредприятия освобождены от принятия локальных нормативных актов

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 348-ФЗ в ТК РФ внесены поправки, устанавливающие особенности регулирования труда на микропредприятиях (вступают в силу 1 января 2017 года).

Индивидуальным предпринимателям и организациям, которые относятся к категории микропредприятий, предоставлено право не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. При этом на таких работодателей возложена обязанность включать условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с ТК РФ регулируются локальными нормативными актами, в трудовые договоры. Заключаются такие договоры на основе типовой формы, утвержденной Правительством РФ.

Если работодатель в процессе своей деятельности перестанет отвечать критериям, позволяющим отнести его к категории микропредприятий, закон устанавливает обязанность привести регулирование трудовых отношений в соответствие с общими правилами не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории микропредприятий установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Земельное и жилищное законодательство

Новые правила оформления недвижимости

С 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений, вступает в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", приходящий на смену:
Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - в соответствующей части.

К наиболее значимым новеллам Закона N 218-ФЗ можно отнести следующие:
– введение единой учетно-регистрационной процедуры, исключающей необходимость подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости в целях последующей регистрации прав на такой объект;
– формирование Единого государственного реестра недвижимости, который будет вестись исключительно в электронной форме и включать в себя: кадастр недвижимости, реестр прав на нее, реестр границ, реестровые дела, кадастровые карты, книги учета документов;
– закрепление оснований и правил внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного взаимодействия и уведомительном порядке;
– сокращение сроков осуществления кадастрового учета и регистрации прав (в частности, 5 рабочих дней - с даты приема органом регистрации прав заявления на кадастровый учет и прилагаемых к нему документов, 7 рабочих дней - с даты приема заявления на регистрацию прав и прилагаемых к нему документов);
– отказ от оформления и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав: кадастровый учет и регистрация прав будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а регистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки;
– изменение подхода к определению оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета и/или регистрации прав: "самостоятельных" оснований теперь не предусмотрено и отказ будет осуществляться только в тех случаях, когда в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие процедуре;
– сокращение общего срока предоставления сведений из ЕГРН - не более 3 рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений;
– распределение ответственности за действия (бездействие) при осуществлении кадастрового учета и регистрации прав; уточнение оснований такой ответственности, а также закрепление за регистрирующим органом права регрессного требования в размере возмещенных сумм убытков.

Новые требования для застройщиков и новые меры защиты дольщиков

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ вступит в силу с 1 января 2017 года за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Законом установлены дополнительные требования к застройщикам, которые имеют право привлекать средства граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, в том числе требования к минимальному размеру собственного капитала таких застройщиков (он будет привязан к максимальной площади объектов долевого строительства). При несоответствии размера уставного капитала установленным требованиям застройщик может заключить с одним или несколькими юрлицами нотариально удостоверенный договор поручительства, предусматривающий солидарную либо субсидиарную ответственность поручителя по обязательствам застройщика по договорам участия в долевом строительстве.

Среди других требований к застройщику в законе названы следующие:
– в отношении застройщика не должны проводиться процедуры ликвидации юридического лица - застройщика;
– отсутствует решение арбитражного суда о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве;
– отсутствует решение арбитражного суда о приостановлении его деятельности в качестве меры административного наказания;
– ряд иных требований.

Предусмотрены меры по повышению информационной открытости застройщиков. Так, на застройщиков возложена обязанность создания и ведения в сети "Интернет" сайта, на котором раскрывается информация в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением средств участников долевого строительства. На сайте в том числе должны ежемесячно размещаться фотографии строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания). На застройщика возлагается ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, полноту и достоверность информации, подлежащей раскрытию.

Законом предусмотрено создание единого реестра застройщиков, ведение которого будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Состав сведений реестра и порядок его ведения будут установлены также Правительством РФ. Сведения, содержащиеся в едином реестре застройщиков, будут открытыми, общедоступными. Ознакомиться с ними (за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством) можно будет в сети "Интернет".

Предусмотрена также возможность открытия счетов эскроу в качестве варианта расчетов между сторонами договора участия в долевом строительстве.

На Правительство РФ возложена обязанность издавать правила, обязательные для сторон договора участия в долевом строительстве при его заключении и исполнении, на данный момент это право Правительства РФ.

Уточнен порядок определения цены договора. Установлено, что уплата цены договора участия в долевом строительстве производится после его государственной регистрации.

Предусматривается, что в случае, если застройщик надлежащим образом исполняет свои обязательства перед участником долевого строительства и соответствует предусмотренным законом требованиям к застройщику, участник долевого строительства не имеет права на односторонний отказ от исполнения договора во внесудебном порядке.

Расширены полномочия контролирующих органов, вводится обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика.

В качестве дополнительной меры защиты интересов дольщиков, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, в отношении которых арбитражным судом введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве, предусматривается возможность создания по решению Правительства РФ фонда, средства которого формируются за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков.

Законом уточнены также требования к рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

© 1998—2017. Все права защищены.

115432, г. Москва, проспект Андропова, д. 18, корпус 1 «Ньютон», 13 этаж
(495) 231-23-25, (495) 231-23-23, info@pravovest.ru