06 мая 2024

МЧС направило учреждению предостережение.
Каков порядок предъявления возражений на предостережение? Какие основания должны быть? Что значит наличие возражений (какую юридическую силу они имеют)?

Вопрос Ответ

Предостережение - это, по сути, предупреждение о возможных нарушениях правил пожарной безопасности, которое орган ГПН объявляет поднадзорному лицу в качестве меры профилактики нарушений.

Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Закон о госконтроле) предостережение о недопустимости нарушения (с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований) объявляется, если:

- у органа ГПН имеются сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований в области пожбезопасности (но пока ничего не нарушено),

- или у органа ГПН имеются сведения о признаках нарушений обязательных требований в области ПБ (то есть, вероятно, уже нарушили), но при этом нет подтвержденных данных о том, что такое нарушение причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Предостережение, а точнее, та его часть, в которой сформулированы предложения пожарного инспектора о принятии мер по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, не является обязательным к исполнению, как, например, предписание органа ГПН (обратное не установлено ни в Законе о госконтроле, ни в Законе о пожарной безопасности, административной ответственности за неисполнение этих рекомендаций также нет).

При этом адресат предостережения вправе возразить на него в течение десяти рабочих дней с момента получения предостережения (ч. 4 ст. 49 Закона о госконтроле, п. 58 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, далее - ПП 290).

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения (далее - Правила N 166).

Так, согласно п. 10 Правил N 166 орган государственного контроля (надзора) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном п. 6. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения (п. 11 Правил).

При этом орган государственного контроля (надзора) использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Однако надлежит учитывать, что предостережение о недопустимости нарушения законодательно установленных требований выдается при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований в целях профилактики их нарушений. По своей природе оно имеет превентивный характер.

Как правило, оно не содержит властно обязывающего предписания для хозяйствующего субъекта, не обладает силой принудительного исполнения, поскольку преследует цель предостеречь данное лицо от совершения действий, которые могут повлечь нарушение закона, и, как следствие, от последующих неблагоприятных последствий. То есть оно лишь предлагает юридическому лицу устранить выявленные с позиции контролирующего органа нарушения законодательства в целях предотвращения (профилактики) совершения возможных правонарушений.

На этом основании в большинстве случаев суды отказывают в удовлетворении требований заявителя о признании предостережения недействительным, если при его издании не нарушены требования действующего законодательства.

Тем не менее предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, затрагивающее права и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежит оспариванию в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку оно возлагает определенные обязанности, в том числе влияющие на возможность осуществления предпринимательской деятельности (определение Верховного Суда РФ от 15.01.2021 N 310-ЭС20-21312, ответ на вопрос 1 Рекомендации N 1/2021 Научно-консультативного совета при АС Западно-Сибирского округа, утвержденной президиумом АС Западно-Сибирского округа 19.11.2021). При этом необходимо соблюдать процедуру досудебного обжалования (постановления Семнадцатого ААС от 21.12.2022 N 17АП-14390/22, Восьмого ААС от 11.12.2023 N 08АП-10429/23; противоположное мнение - постановление Четвертого ААС от 20.03.2023 N 04АП-815/23).

Следовательно, игнорирование пожарных предостережений может потенциально повлечь неблагоприятные последствия: согласно Критериям добросовестности (п. 13 приложения 3 и п. 13 приложения 4 к ПП 290) непредставление подконтрольным лицом уведомления о принятии мер на объекте по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в области пожарной безопасности в срок, установленный в предостережении, добавляет по десять баллов к индексу индивидуализации и, следовательно, к Показателю тяжести потенциальных негативных последствий пожара на объекте (п. 16 Критериев), а следовательно, это может увеличить категорию риска объекта и частоту плановых проверок.

Это не вполне согласуется:

- с положениями Закона о госконтроле, который прямо запрещает включать в текст предостережения требование о предоставлении сведений и документов, хотя бы и уведомления о принятии мер (ч. 2 ст. 49), и не предполагает какого-то отдельного ответа на предостережение,

- а также с формой предостережения - она запрещает указывать требование о предоставлении контролируемым лицом сведений и документов (смотрите приложение 15 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Обухова Наталья

Материал представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите полный доступ к Системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня по ссылке