26 декабря 2012

Когда вправе отказать в авиаперевозке инвалида-колясочника или больного на носилках?

Практика высших судебных органов

Оспаривались нормы, касающиеся правил воздушных перевозок отдельных категорий пассажиров. Речь идет о пассажире в кресле-коляске, неспособном передвигаться самостоятельно, или больном на носилках.
Такие лица перевозятся в сопровождении лица, обеспечивающего уход, или под наблюдением перевозчика (если это предусмотрено его правилами).
При этом, если на отдельных воздушных судах нет необходимых условий, перевозчик вправе отказать в перевозке такого пассажира.
По мнению заявителя, нормы незаконны. Они позволяют перевозчикам не оснащать воздушные суда необходимым оборудованием. Этим допускается произвольный отказ в транспортировке лица в кресле-коляске или на носилках.
ВС РФ не согласился с такой позицией и подчеркнул следующее.
Исходя из Воздушного кодекса РФ (ВК РФ), перевозка воздушным транспортом - услуга, при оказании которой коммерческая организация (воздушный перевозчик) не вправе отдавать предпочтение одному лицу перед другим.
Оспариваемые нормы допускают возможность отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках не по причине инвалидности, а из-за того, что на отдельных судах нет условий, которые необходимы для этого.
Состояние здоровья таких пассажиров требует особых условий, которые воздушный перевозчик не всегда может обеспечить из-за величины самолета или размера его дверей (когда физически невозможно посадить на судно и перевезти пассажира в кресле-коляске, больного на носилках). Вместе с тем подобное регулирование не освобождает перевозчика от обязанности предложить такому лицу приемлемую альтернативу.
В силу ВК РФ перевозчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки, если состояние здоровья пассажира требует особых условий либо угрожает безопасности (в т. ч. других лиц), что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства.
Таким образом, отказ в перевозке таких пассажиров не является произвольным, поскольку он допускается при отсутствии на отдельных воздушных судах необходимых условий или обусловлен требованиями безопасности.

Решение Верховного Суда РФ  от 2012-11-14 № АКПИ12-1299 Об отказе в признании недействующим абзаца четвертого пункта 110 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. № 82

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите полный доступ к Системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня по ссылке