08 июля 2013

Об определении сумм налога расчетным методом

Практика высших судебных органов

Оспаривались нормы, закрепляющие право налоговых органов определять суммы налогов расчетным путем.
Такое возможно, если налогоплательщик отказался допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий; не представил необходимые для расчета налогов документы. Кроме того, подобное допускается, если у налогоплательщика нет учета доходов и расходов, объектов налогообложения или учет ведется с нарушением, которое привело к невозможности исчислить налоги.
В этих случаях налоговый орган определяет суммы налогов на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных лицах. По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку не позволяют устанавливать действительный размер налогового обязательства.
Отклоняя такой довод, КС РФ разъяснил следующее.
Наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем вытекает из возложенных на них обязанностей по налоговому контролю.
Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с тем, что имеется обязанность правильно, полностью и своевременно их уплачивать. Применение подобного метода обусловливается неправомерными действиями (бездействием) самого налогоплательщика.
Налоговое обязательство в таких случаях определяется расчетным методом, что не предполагает его осуществление на произвольных основаниях.
Такое регулирование направлено на то, чтобы реализовать цели и задачи налогового контроля, а также обеспечить безусловное выполнение всеми налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов.

Определение Конституционного Суда РФ  от 2013-04-23 №  488-О  “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лихоманова Александра Петровича на нарушение его конституционных прав подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации”

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите полный доступ к Системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня по ссылке